Мастер-класс смотреть онлайн Делаем кулон из меди с заливкой ювелирной смолой. Часть 1

Как сделать кулон из дерева и эпоксидной смолы своими руками

Делаем кулон из меди с заливкой ювелирной смолой. Часть 1

Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по созданию кулона из медного листа и заливки «ювелирной» эпоксидной смолой.

Кулон с розами в эпоксидной смоле 3D Мастер класс/DIY/Rose in epoxy resin. Pendant

— большая газовая горелка;

— маленькие плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, пинцет, ножницы по металлу;

— напильник, наждачная бумага;

— наковаленка и молоток (можно два молотка — один в качестве наковаленки);

— медная проволока 1,5 мм;

— листовая медь 0,4-0,5 мм толщиной;

— медно-фосфорный твёрдый припой;

— декор для декора кулона;

— прозрачная эпоксидная смола, её ещё называют «ювелирной»;

Шкатулка из эпоксидной смолы, часть 1. Первые пробные попытки работать с эпоксидной смолой дома.

Для высветления меди:

— вода с лимонной кислотой.

Для травления меди:

— лаковый маркер, растворитель для смывания;

— перекись водорода 100 мл;

— лимонная кислота 30 г;

— поваренная соль 5 г.

Для чернения меди:

— пластиковая крышечка с ваткой.

Собственно, начало работы.

Большая газовая горелка — основной инструмент для изготовления каста. Держать горелку+баллон надо практически вертикально, отклонение оси баллона от вертикали не более 45 градусов. Это надо помнить, ведь заготовка лежит на стальной решёточке, а не висит перед соплом.

Сначала вырезала из листа полоску меди шириной 1,5 см, согнула нужную форму и спаяла торцы — получился каст. Высокий, глухой и пока что скучный. Вырезаю основание кулона, укладываю всё на сеточку для пайки.

Начало пайки: прогреваю изнутри заготовку, прутком медного припоя буду водить изнутри. Незначительная щель скроется под припоем без дырочек.

Отбеливаю — провариваю в растворе лимонной кислоты.

Беру маркер на лаковой основе (чтобы выдержал травление) и рисую «деревья».

Начало травления. Смешиваю в ёмкости 100 мл перекиси водорода, 30 г лимонной кислоты и 5 г соли. Опускаю заготовку — сразу же начинается реакция.

Внимательно слежу за процессом травления, вынимаю заготовку, когда обозначается рельеф; повторно опускаю в раствор только края каста — уходит ровная линия.

Смываю лаковый маркер растворителем.

Место шва — припой выдержал травление, шов практически не виден.

Аккуратно загибаю края каста

Как сделать разноцветные колечки из эпоксидной смолы своими руками. Часть 1. Заливка

Отправляю смоченную водой заготовку в пары аммиака на несколько часов: поверхность покрылась красивой патиной

После шлифовки мелкой наждачкой проступил рисунок

Начинаю заливку смолой. Смешиваю компоненты согласно инструкции, жду, пока уйдут пузырьки, и начинаю заливать. Первый слой буквально несколько миллиметров, чтобы декор приклеился и не всплыл. В моём случае это камень лабрадорита и мох, лишайник, бусины.

Как работать с ювелирной эпоксидной смолой

Вот Вы купили заветные 2 пузырька с прозрачной ювелирной смолой, и что теперь? Как превратить эту заветную жидкость в эксклюзивное украшение? :)

Для работы с ювелирной эпоксидной смолой Вам понадобятся:

1. Собственно смола (основа+отвердитель)

2. Одноразовый стаканчик (или силиконовый многоразовый)

3. Весы или шприцы (не меньше двух)

4. Деревянный шпатель (широкая палочка для перемешивания, например от мороженого) или стеклянная палочка

5. Перчатки и респиратор (в идеале они нужны, ведь работаем с химией! но некоторые рискуют и не защищают кожу и дыхательные пути :( )

Безпузырьковая заливка украшений с цветами из смолы / эпоксидная смола/ PIECE OF SUMMER

7. Пинцет, зубочистки или другая тонкая штучка, которой мы будем переносить наполнение в смолу

8. Молд для эпоксидной смолы, или рамка, или сеттинг, или контур

9. Файл или пищевая плёнка + картонка/разделочная доска/книга (что-то плоское и твёрдое) и клеёнка или плёнка на стол (НЕ газета, газета промокнет и приклеится к столу).

10. Что-то купольное (прозрачный контейнер, высокая крышка или что-то ещё, чем можно накрыть залитое изделие до высыхания)

Общие важности при работе с ювелирной эпоксидной смолой:

��УКРАШЕНИЯ ИЗ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ �� ЭПОКСИДКА / ЭПОКСИДНАЯ СМОЛА / МК /PIECE OF SUMMER ��

1. Проверяем температуру и влажность вокруг себя. Температура должна быть не ниже 22-23 градусов, влажность — не выше 55%. Если будет нарушен этот пункт — смола не сможет полноценно заполимеризоваться и в итоге вы получите резиновую штуковину, а не пластиковую. Если температура и влажность неподходящие (например, в Питере это летом, когда отопление выключили, а на улице сырость) — лучше отложите заливку до лучших условий (май и июнь — самое время собирать и сушить запас цветов на весь год вперёд ;) ).

Проверить температуру и влажность можно термометром/гигрометром.

Но на крайний вариант есть хитрость — можно поставить сушить застывающее изделие в духовку на 50-60 градусов (эпоксидки ПЭО — точно можно, другие ювелирные смолы — неизвестно).

Как сделать кабашоны для сережек или кулона из эпоксидной ювелирной смолы своими руками. ArtEpoxy

2. Застилаем рабочую поверхность. Потому что всю равно всегда непослушные капли эпоксидки и мокрые зубочистки убегают с файла, где работаем. :))

А в файл запихиваем подходящего размера картонку/книгу/доску (или оборачиваем их пищевой плёнкой — кому как удобнее).

3. Выкладываем на файле с подложкой заготовки будущих украшений (сеттинги, рамки и т.п.). Поближе кладём наполнение и примерно решаем как и что из этого будет уложено в заготовки. Если планируется выложить сложный букетик из сухоцветов — выкладываем в сеттинг, фотаем на телефон и разбираем обратно.

4. Надеваем индивидуальные средства защиты (перчатки, респиратор). Обеспечиваем проветривание помещения и отсутствие рядом детей и домашних животных (не только потому, что им это вредно, но и вашей нервной системы вредно случайное тыкание пальчиком в работу и летающая рядом шерсть :)) ).

5. Разводим состав. Строго (а не на глаз!) отмеряем оба компонента на весах по весу или шприцами по объёму (ПЭО по весу 1:4, по объёму 3,3:1; Артлайн по весу 1:2). От этого зависит застынет ли у Вас изделие (если будет много компонента А — смола не застынет (будет резиновой и липкой), если В — поверхность будет «потеть»).
В идеале — вливаем компонент В в компонент А то-о-оненькой струйкой и сразу перемешиваем. Мешаем 3-5 минут, не меньше! Перемешиваем тщательно (в т.ч. соскребая шпателем состав со стенок и дна), но не быстрыми движениями, иначе мы нагоним в смолу лишние пузырьки. Мешаем и следим, что состав стал полностью прозрачным, без оптический искажений на просвет (лучше всего смотреть под led освещением и в прозрачной таре, тогда точно не пропустите недосмешанные участки состава).

Смола при смешивании нагревается, не пугаемся! Это начинается реакция полимеризации.

6. Оставляем замешанную смесь «отдохнуть» на 15-30 минут. В это время начнёт развиваться реакция и вытолкнет образовавшиеся при смешивании пузырьки наверх. Для ускорения процесса состав можно подогреть (поставить стакан с составом в глубокую тарелку с горячей водой). Особенно это актуально для более густых смол (Artline Honey(Артлайн Хани) или ПЭО 10К).

7. Пока смесь «отдыхает» проводим окончательную подготовку заготовок. Довыкладываем поближе то, что забыли.

Если планируете использовать красители — сейчас самое время их ввести в смесь (лучше отлить часть в другую ёмкость и там смешать ;) ).

8. Начинаем творить! ;) Аккуратно заливаем первый тонкий слой эпоксидки на/в заготовки. Закладываем наполнение (насыпаем или переносим зубочисткой, смоченной в смоле). Заливаем эпоксидку поверх наполнения до линзы или плоскости — смотря что Вы задумали.
На самом деле этот пункт не описать в трёх словах. В зависимости от типа заливки и использования разных основ/заготовок — и нюансы работы будут разные. Так что об этом — в следующий раз. Точнее разы. ;)

Если после заливки вы видите на поверхности смолы пузырьки — их можно удалить зажигалкой (обычной или для газовой плиты). Профи дегазируют смолу вакуумными установками. Чтобы полностью избавить изделия от пузырьков внутри (например, при заливке сухоцветов, образуется очень много микропузырьков около растений, сами они не выходят и зажигалкой их не удалишь. )

Заливать заготовки вы можете в течении «времени жизнеспособности смолы». У всех смол это разное время. У Артлайна, например, это примерно 2-2,5 часа (у Артлайна Хани — поменьше, примерно 1-1,5 часа). У ПЭО 510КЭ — примерно 5-6 часов (у ПЭО 610КЭ — 3-4 часа). И т.д. и т.п.
Сначала смола будет достаточно жидкой, постепенно она будет загустевать. И в конце «жизнеспособности» она просто перестанет стекать с зубочистки/шпателя. Тогда её уже можно использовать исключительно в качестве клея (быстрее приклеивайте булавки к готовым изделиям и т.д. ;)) ), а залить ею уже ничего не удастся.

Вывод: не разводите много смолы! Особенно, если собираетесь заливать сеттинги. На них требуется совсем немножко эпоксидки ;) Например, разведите грамм 20 в общей сложности, этого хватит штук на 5-10 сеттингов (в зависимости от замера). Если пробуете заливать рамки для эпоксидной смолы или небольшие молды (кабошоны, пуговицы, бусины)- разведите грамм 30.

9. Всё. Заливки готовы сушиться-отвердевать. Ставим их (прямо на картонке/книжке/доске в файле) на ровную горизонтальную (иначе ювелирная смола может убежать вбок и стечь с заготовки :(( ) поверхность, недоступную для случайного задевания. Накрываем (от пыли, она ОЧЕНЬ любит эпоксидку, как магнитом к ней тянется :(( ) прозрачным контейнером/крышкой/куполом (но при этом оставляем доступ воздуху!). Почему именно прозрачным? Чтобы смотреть в процессе застывания, не трогая. Потому что если пытаться приподнять крышку — обычно всё равно что-нибудь, да свалится и испортится. :)) Так что ждём терпеливо до полной полимеризации (отвердения) и поглядываем сквозь крышку. ;) У Артлайна это примерно сутки, у ПЭО 510КЭ — двое суток (у остальных прозрачных ювелирных эпоксидных смол — смотрите инструкцию ;) ).

10. Срок полимеризации вышел. Всё застыло (а если не застыло даже через 3-4 дня — значит недостаточно перемешали компоненты, или нарушили пропорции смешивания, или условия окружающей среды были неблагоприятными; дозаливать такие заливки НЕЛЬЗЯ, так что или на выброс или оставляйте на память получившиеся резиновые штуковины :)) ).

То, что уже готово к использованию — достаём и пользуем (например, если вы заливали линзу на сеттинг или заливали плоские кулоны в молдах).

То, в чём нужно просверлить отверстие (например изделия из молдов кристаллы) — просверливаем (очень удобно это делать специальной ручной сверлилкой (мини-дрелью) для эпоксидной смолы).

То, что нужно наклеить на основу — наклеиваем вновь разведённой эпоксидкой или другим клеем.

То, где наплыли неровные края (например заготовки из молдов бусин или шаров), или вы использовали молды, не предназначенный для эпоксидки (например, пластиковые для мыла (из них почти не вынуть готовую работу и получается она с разводами) ИЛИ силиконовые кондитерские, т.к. из них мы ВСЕГДА вынимаем матовые изделия, которые придётся обрабатывать, если, конечно, по вашей задумке изделие и не должно быть матовым;) ) — достаём, шлифуем и полируем. Или, если наплывы незначительные и в незаметном месте, подпиливаем надфилями.

Если, достав из молда, вы обнаружили кратеры от пузырьков воздуха на поверхности изделия, а такое часто бывает на изделиях из почти полностью закрытых молдов (шары, бусины) — дозаливаем дырки капельками вновь разведённой ювелирной смолы и отправляем обратно на сушку (есть версия, что такие кратеры можно залить УФ смолой и моментально заполимеризовать, но нет гарантии, что УФ эпоксидка будет настолько же кристально прозрачной, как самоотвердевающая :(( ).

Вот, в принципе, и всё, что вам нужно знать для того, чтобы начать работать с волшебной прозрачной ювелирной смолой. ;)

Ну и некоторые нюансы, не вошедшие в описание работы с ювелирной эпоксидной смолой:

1. Тонкий слой эпоксидной застывает ДОЛЬШЕ, чем толстый. Почему? Потому что для реакции полимеризации нужно поддержание температуры, а плоский слой будет отдавать много тепла вникуда, поэтому и полимеризоваться будет дольше, чем объёмное изделие.

2. Если ваша работа подразумевает заливку в несколько разных слоёв — доливаем следующий слой часов через 6-8 после предыдущего. Тогда стык сливок не будет очень сильно выделяться и новый слой качественно сцепиться с предыдущим.

С чего начать работу с эпоксидной смолой? | Masherisha

3. Если вы развели (и/или окрасили) смолу и не использовали её сразу, а время жизнеспособности смолы ещё не истекло — её можно заморозить (Артлайн это гарантирует, другие смолы — неизвестно!). И потом, в нужный момент, разморозить на водяной бане при температуре 60 градусов и она снова будет пригодна для работы.

4. Не добавляйте в смолу более 5% от общей массы жидких красителей и наполнителей и не более 50% сухих! В случае с жидкостями это может повлиять на застывание эпоксидки, а с сухими — на хрупкость готового изделия.

5. Удалить (растворить, счистить) растёкшуюся и ещё не застывшую смолу можно изопропиловым спиртом или ацетоном.

6. При попадании жидких компонентов (или уже смешанной смолы) на кожные покровы — как можно быстрее смойте их горячей водой с мылом. Если не помогло — протрите ацетоном (или жидкостью для снятия лака). Опять вымойте руки, высушите и смажьте кожу жирным кремом или мазью с вазелином.
При попадании в глаза — 15 минут промывайте тёплой волой и после этого обратитесь за помощью к врачу. Случайного попадания внутрь, надеюсь, у вас не случиться случайно (срочно к врачу! если что. :)) ).

7. Ни в коем случае не кладите в качестве наполнения свежие или недосушенные цветы/растения. Они сгниют! И примерно через полгода изделие превратиться в нечто чёрное внутри.

Вот, вроде бы и всё, что сегодня мы хотели вам рассказать. ;)

PS: На фото изделия, выполненные из эпоксидных ювелирных смол Artline (Артлайн) и ПЭО 610КЭ

Мастер-классы по созданию украшений из ювелирной эпоксидной смолы

Эпоксидная смола весьма востребована у ювелиров. Этот материал отлично подходит для изготовления брошек и браслетов, кулончиков и подвесок. Прозрачная пластичная масса идеальна для ручной работы, причем научиться делать бижутерию сможет каждый. Ювелирная смола в готовом, застывшем виде имитирует стекло, кристаллы, драгоценные камни, выглядит изящно и оригинально.

Описание ювелирной смолы

Эпоксидная смола – современный полимерный материал, активно применяющийся для строительных, монтажных работ, а также отливки галантереи, украшений, изделий для дома. В рукоделии эпоксидка очень популярна, она позволяет создавать настоящие шедевры своими руками.

На вид ювелирная эпоксидная смола представляет собой прозрачную жидкость с довольно густой консистенцией. Это – двухкомпонентное средство, оно состоит из собственно смолы и отвердителя. Последний является важнейшим компонентом, запускающим реакцию полимеризации (отверждения). Без отвердителя смола остается текучей, только это вещество придает ей определенные свойства. Вот основные из них:

  • стойкость к действию ультрафиолета, влаги, бытовой химии;
  • прочность, отсутствие реакции на удары, вибрацию;
  • термостойкость.

Как сделать серьги из дерева и эпоксидной смолы: мастер класс

До начала полимеризации в массу можно добавлять разные сухие наполнители – например, красители, модификаторы, пластификаторы, деревянную крошку или пробку. Они меняют свойства глазури в нужную сторону. Отвердитель добавляется строго в определенной пропорции со смолой. Обычно соотношение составляет 10:1 или 8:1, но может быть иным в зависимости от конкретной марки.

Приобрести прозрачную ювелирную смолу можно в любом магазине стройматериалов, товаров для ремонта, творчества и рукоделия. Она довольно бюджетна по стоимости, легка в работе, а конечный результат всегда радует. Отечественные марки дешевле, при этом имеют отличное качество. Зарубежные ювелирные смолы чаще всего оснащены дополнительными принадлежностями – перчатками, стаканчиками, палочками для замешивания. Иногда в комплекте идут молды – формы для заливки эпоксидки. Лучше приобрести качественный материал, в противном случае он может со временем пожелтеть, помутнеть.

Меры предосторожности

При работе со смолой следует строго соблюдать технику безопасности. Нужно сразу купить средства индивидуальной защиты:

  • респиратор;
  • перчатки;
  • фартук;
  • защитные очки.

Нельзя работать в непроветриваемом помещении. Если в нем нет достаточной вентиляции, придется дышать испарениями, что вредно для организма. Пары могут вызвать аллергическую реакцию, раздражают дыхательные пути. Ярко выраженный химический запах неприятен, хотя некоторые дорогие марки эпоксидки не так плохо пахнут. После отверждения эпоксидная смола полностью безопасна, различные колечки и броши можно дарить даже детям.

При попадании смолы или отвердителя на кожу следует сразу же промыть участок с мылом, затем обильно теплой водой. Нельзя применять эпоксидку для изделий, контактирующих с пищей. Занимаясь полировкой, также надо надевать респиратор – так мельчайшие частицы вещества не попадут в органы дыхания.

Работа с ювелирной смолой

Бижутерия – самая популярная область использования эпоксидки среди рукодельниц. Для того, чтобы делать украшения, нужно приобрести соответствующие молды. Так называют заливочные формы, которые делают из силикона или иных материалов. Они удобны в применении, из них легко извлекается готовое изделие.

При работе со смолой надо строго соблюдать температурный режим. Реакция полимеризации протекает с выделением тепла, при этом эпоксидка нагревается до +60 градусов. При перегревании она безвозвратно портится.

Подготовка рабочего места

Для проведения работы с ювелирной смолой потребуется ровное место – небольшой столик, поднос. Покрытие основания должно быть глянцевым, не прилипающим к смоле. Применение полиэтиленовых пакетов неудобно, капли смолы намертво к ним липнут. Лучше всего обклеить поднос бумажным скотчем с блестящей поверхностью. Также можно положить на столик керамическую плитку, лист картона.

Перед работой важно приготовить все необходимые приспособления, фурнитуру, декор. Из основных материалов понадобятся смола и отвердитель (обычно идут в комплекте). Также пригодятся:

  • два шприца (иглы не нужны);
  • посуда для замешивания смолы (можно брать одноразовый стаканчик);
  • деревянная палочка для перемешивания массы;
  • мини-дрель;
  • насадки к мини-дрели для шлифовки, полировки, насадка-сверло, головка для обточки;
  • средства индивидуальной защиты;
  • сито;
  • растительное масло или вазелин;
  • пинцет.

Фурнитуру подбирают в зависимости от типа изготовляемых украшений. Это могут быть основы, соединительные кольца, швензы, коннекторы, обрамления. Экономить на фурнитуре нельзя, иначе застежки и крепления быстро испортятся. Декор для изделий выбирается самостоятельно. Это могут быть такие предметы:

  • шишки;
  • листья;
  • цветы;
  • ракушки;
  • сухоцвет;
  • стразы;
  • бусины;
  • глиттеры;
  • пайетки.

Природный материал – растения, цветы – предварительно сушится между страницами книги. Готовить его надо заранее, ведь процесс сушки может занять до месяца. Бутоны надевают через ножки на нитку при помощи швейной иглы. Полученную «гирлянду» развешивают в темном шкафу, она сохнет 3-4 недели.

Подготовка смолы

Перед тем, как работать, важно ознакомиться с инструкцией к ювелирной смоле. Там будет указано, какую температуру в помещении надо поддерживать, каковы пропорции смолы и отвердителя. Обычно производитель советует работать при +25…+30 градусах и невысокой влажности – до 55 %.

Поскольку для изготовления украшений применяются небольшие порции смолы, сильного нагревания во время полимеризации не будет. Поэтому смолы многих марок рекомендуется немного подогревать – это делают путем помещения тюбика в горячую воду (60 градусов). Через 5-10 минут смолу достают из воды и приступают к смешиванию с отвердителем.

  • набрать эпоксидку и отвердитель разными шприцами без игл;
  • налить в одноразовый стаканчик нужное количество смолы;
  • малыми порциями добавить отвердитель в указанном соотношении, сразу тщательно перемешивая массу;
  • размешивать средство надо в течение 3 минут, но не слишком интенсивно – это вызовет появление воздушных пузырьков.

Пузыри – основная трудность, с которой сталкиваются новички. Для сохранения прозрачности глазури нужно дать выстояться перемешанной смоле в течение 10 минут. Пузырьки выйдут на поверхность, и их можно будет проткнуть иголкой. Готовая масса должна иметь консистенцию густого меда.

Если это требуется, на данном этапе в средство вводятся наполнители. Все делают быстро, пока смола не вступила в стадию полимеризации. Обычно добавляют деревянные стружки, опилки, крошку, пробку. Надо учесть, что они сразу опускаются вниз, поэтому распределять их надо аккуратно.

Общая масса наполнителя не должна превышать 50 %. Чем больше посторонних веществ в ювелирной эпоксидке, тем более хрупким получится готовое изделие. Лучше ввести в него немного пластификатора (годится пара капель касторового масла).

Заливка

Чтобы начать процесс заливки смолой, следует подготовить мелкое ситечко. Этот способ не подходит, если в массе есть наполнители. Предварительно форму смазывают вазелином, паркетной мастикой. Это требуется только для молдов домашнего изготовления из подручных материалов. Формы из силикона, оргстекла в смазке не нуждаются, готовое изделие извлекается из них без труда.

Далее эпоксидную смолу вливают в форму, ее глубина не должна быть более 30 мм. В первые 60-120 минут состав будет оставаться жидким, но постепенно начнет густеть. Если нужно ввести декор, это делают при помощи пинцета. Важно не лить слишком толстый слой, иначе глазурь не сможет затвердеть до конца. Если декор крупный, то вливают ½ смеси, укладывают украшение, после добавляют оставшуюся смолу. Форму надо прикрыть, чтобы на поверхность не садилась пыль. Время сушки изделия – 24 часа.

Полировка

Полученные изделия из смолы нужно правильно отполировать. Для этого применяют мини-дрель с наждачной насадкой. Украшения обтачиваются нужным образом, грани при этом держат перпендикулярно дрели. Далее края можно покрыть лаком или снова развести смолу и при помощи кисточки смазать края. После полировки просверливают дырочки для закрепления колечек, застежек. Диаметр сверла не должен быть более 0,5 мм.

Мастер-класс по изготовлению бижутерии из ювелирной смолы

Как сделать различные украшения, бижутерию? Есть ряд тонкостей при изготовлении колец, сережек, брошей, кулонов, они будут описаны ниже.

Делаем кольца

Мастер-класс по созданию колец следует начинать с подготовки форм и принадлежностей. Нужно приобрести смолу, отвердитель и стандартный набор дополнительных материалов, в том числе глиттеров, иных элементов декора.

��ЗАЛИВАЮ УКРАШЕНИЯ С ЦВЕТАМИ ИЗ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ ArtLine /PIECE OF SUMMER ��

Работа проводится так:

Орхидея в эпоксидной смоле �� Real Orchid in Epoxy Resin

  • наливают в тару воду с температурой +60 градусов;
  • опускают запечатанный тюбик с эпоксидкой (важно, чтобы ни капельки не попало внутрь), оставляют на 10 минут;
  • набирают смолу и отвердитель, смешивают с эпоксидкой в нужной пропорции;
  • обычно для кольца хватает 3 мл готовой смеси;
  • для удаления пузырьков стаканчик с хорошо перемешанной массой еще раз ставят в емкость с горячей водой;
  • опять вымешивают массу прямо в таре с водой, пока не исчезнут все разводы, пузыри;
  • оставшиеся пузырьки выдувают при помощи соломинки для коктейля;
  • вливают смолу в форму, делают это за 2-3 приема, чтобы в каждый слой положить нужное количество декора – присыпок, глиттеров, блесток, сушеных цветков, хвои;
  • послойную заливку делают через 2-3 часа от предыдущей, поэтому каждый раз заводят новую порцию смолы;
  • оставляют застывать кольцо недалеко от батареи на сутки;
  • достают из формы изделие, ударив по нему с тыльной стороны;
  • острые края шлифуют, можно сделать это пилочкой для ногтей.

Оригинально выглядит кольцо из дерева и эпоксидной смолы. Для этого можно взять палочки для суши или любые обрезки деревянной мебели, настрогать их. Деревяшки укладывают на дно формы, заливают готовой смолой. Предварительно можно покрасить материал специальными пигментами, их вводят до применения отвердителя.

Кулоны из смолы своими руками

Из смолы можно сделать искусственный янтарь, получаются очень красивые кулоны. Также можно изготовить иные поделки с добавлением краски любого оттенка, блесток или прочих элементов декора. Для кулонов обязательно подготавливают проволоку. Обычная со временем темнеет, поэтому применяют материал со специальным покрытием. Годится мягкая, но не тонкая проволока из алюминия 1,5 мм диаметром. Чтобы закрепить цепочку или шнурок, надо свернуть проволочное колечко и обрезать у него хвостик близко к месту соединения.

Украшения из эпоксидной смолы: мастер-класс

Само колечко наклеивают на двусторонний широкий скотч, который второй стороной приклеивают к ровной поверхности (плитке, картону). После раскладки декора в форму делают заливку готовой эпоксидной смолой с отвердителем, предварительно эпоксидка выстаивается в течение 20 минут. Заливают в «линзы» один слой, чтобы создать дно и закрепить рисунок. Оставляют изделие на 8 часов, после делают еще один слой, потом третий. В последний аккуратно погружают свернутое из проволоки колечко. Окончательное высыхание длится 24 часа. Также можно высверлить в готовом кулоне дырочку и просто вставить туда проволочное кольцо, эффект будет таким же.

Изготовление сережек

Технология изготовления сережек может быть еще более простой, не потребуется даже специальных молдов. Важно только купить высококачественную смолу и хорошие крючки-застежки, а также раздобыть сухоцвет, веточки, любой декор.

Работа заключается в следующем:

  • подготовить эпоксидную смолу, замесить ее, оставить на 2 часа для обретения вязкости;
  • нарисовать на бумаге трафареты овальной, округлой или другой формы;
  • застелить рабочую зону клеенкой либо промыть и насухо вытереть, выложить трафареты, накрыть их сверху канцелярскими мультифорами;
  • начинать лить загустевшую смолу прямо на мультифору, аккуратно распределяя по трафарету при помощи зубочистки;
  • высота заготовки должна составить не более 1 см;
  • сверху прикрыть заготовки куполами от пыли, оставить на сутки;
  • после застывания придать серьгам нужную форму при помощи пилочки;
  • замесить еще одну порцию смолы, выдержать 2 часа;
  • на заготовки положить декор, капнуть немного смолы, дать чуть подсохнуть;
  • затем выполнить еще несколько слоев кисточкой, каждый должен сохнуть по 2 часа;
  • в окончание работ дать серьгам высохнуть сутки, затем отшлифовать и просверлить дырочки для крючков.

Броши из смолы

Для создания брошей дополнительно могут понадобиться акриловые красители. После соединения смолы и отвердителя дают массе настояться 2-3 часа, затем заливают в специальные формы для брошей. Предварительно края форм можно покрыть смесью ПВА и красителей, тогда изделия обретут оригинальный вид. Внутри брошей красиво смотрится композиция из сухоцветов. Чтобы они не всплыли на поверхность, выполняют первый слой заливки, дают ему подсохнуть 2 часа, а затем подклеивают декор при помощи ПВА. Окончательно сушат изделия не менее суток.

Кабошоны в домашних условиях

Под кабошонами понимают способ обработки камней, при котором они обретают гладкую выпуклую поверхность без граней. Кабошоны плоские в одной стороны, а с другой выглядят как линза. Проще всего заливать их в специальные формы, разводя эпоксидку по инструкции. Ею промазывают стенки формы тонким слоем, а после застывания вынимают заготовку. Теперь в нее можно вложить любой декор, потом ее заполняют до основания. После сушки шлифуют медальон до идеальной гладкости.

Полезные советы по работе с ювелирной смолой

Если ждать длительного высыхания бижутерии нет времени, процесс можно ускорить. Для этого подогревают изделие в духовом шкафу при температуре до +50…+60 градусов. Многие мастера, если дрели нет в наличии, вводят в изделие шнурок, пока украшение еще мягкое. Это поможет избежать сверления.

При заливке надо обязательно следить, чтобы форма была абсолютно гладкой. В таком случае не придется длительно шлифовать бижутерию. Нельзя протирать готовое изделие спиртом, это испортит глянцевую поверхность. Аккуратное обращение позволит носить кольца, сережки или кулоны долгое время без нареканий.

Как создаются потрясающие кулоны из эпоксидной смолы

Эпоксидная смола — идеальный вариант для любителей мастерить изящные прозрачные украшения с элементами дерева, металла, сушеными цветами. Мастера создают кольца, браслеты, серьги, броши, кулоны и многие другие приятности. Остановим внимание на кулонах (подвесках) из эпоксидной смолы и на возможностях изготовления их самостоятельно.

Учитывая, что эпоксидная смола является материалом достаточно многогранным в сфере ювелирных украшений, возможно создавать подвески разных форм и сочетаний, и, конечно же, внутреннего наполнения. Цена такой эксклюзивной вещи на рынке достаточно высока, она определенно «кусается». Поэтому сделать подобную вещь своими руками не только приятно и интересно, но и немного дешевле по стоимости.

От указанных факторов зависит не только итоговый результат, но и этапы работы. Например, при изготовлении кулонов с деревянными элементами следует помнить, что дерево тоже потребуется обработать ближе к окончанию рабочего процесса.

Если же мастер занимается созданием красоты при помощи фабричных форм, то наиболее часто отдается предпочтение медальонам с засушенными внутри цветами, перышками, камушками и прочими мелкими штучками.

Популярны сухоцветы и в плоских вариантах, где вместо основы используется форма для украшения. Имея на руках такую заготовку (она выполнит функцию молда), придать кулону желаемый вид несложно, как и выбрать наполнение изделия.

И, конечно же, всем известны кулоны из эпоксидной смолы и деревянной стружки, разнообразных кусочков древесины. Особенно гармонично они выглядят в комплекте украшениями из этого же состава.

Материалы

В зависимости от типа украшения, перечень требуемых материалов видоизменяется. Основные же элементы остаются неизменными:

  • эпоксидная смола — основа будущего изделия;
  • отвердитель, продается вместе со смолой;
  • фурнитура — соединительные колечки, бейлы и прочие элементы;
  • наполнитель для украшения — сухоцвет, бисер, перышки, древесная стружка, листья и прочее.

Каждый из этих пунктов требует ответственного подхода во время приобретения. Покупая эпоксидку обязательно нужно проверить ее направленность, для изготовления украшений обязательно покупать именно ту, которая предназначена именно для рукотворчества. Смола для авто не подойдет, она слишком едкая и плотность не та, что нужно.

Отвердитель является неотъемлемой частью процесса изготовления. Благодаря этому компоненту появляются шансы получить в итоге действительно красивый и качественно выполненный кулон. Без него рабочая масса не застынет и не примет желаемую форму.

Разнообразие элементов декора и креплений также напрямую зависит от типа украшения и материала изготовления. Выбор в данном случае за мастером, что будет запечатлено в кулоне, тоже решает он.

Как работать с эпоксидной смолой? Подробный урок — «Море эпоксидной смолой».

Приспособления

На одних только материалах не уйти далеко в творчестве. Оборудование, а точнее приспособления для более легкой и эффективной работы имеет немалое значение. Именно благодаря современным девайсам можно легко заниматься творчеством в различных направлениях.

Помимо предметов для самого медальона потребуются другие, для того чтобы выполнить задуманное эффективно и безопасно:

  • емкости для смешивания смолы и отвердителя, подойдут одноразовые пластиковые стаканчики;
  • деревянные шпажки, лопаточки, чтобы перемешивать состав;
  • зубочистки, они пригодятся для мелких работ с составом;
  • формы для будущего изделия, это могут быть фабричные молды;
  • плоскогубцы или тонкогубцы;
  • пинцет;
  • пищевая пленка, скотч или мультифора для защиты рабочей поверхности;
  • резиновые перчатки, полимер агрессивен и может повредить кожу рук;
  • респиратор для защиты органов дыхания от вредных паров и пыли;
  • защитная одежда, поскольку предстоит шлифовка.

Стоит добавить, что работы должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Причина очень простая, пары эпоксидной смолы небезопасны для здоровья человека.

Этапы работы

Для того, чтобы сделать украшение красивым и хорошего качества, необходимо соблюдать порядок действий, ниже приведены необходимые этапы.

Подготовка

Первым делом следует подготовить рабочее место. Да-да, этот процесс по праву занимает почетное первое место, ведь правильно организованное рабочее пространство позволит иметь под рукой все необходимое и не отвлекаться от мастерства.

Эпоксидная смола и как начать с ней работать

Чаще всего в качестве рабочего места оказывается письменный или компьютерный стол, реже бывает кухонный стол, а иногда даже верстак.

Обязательным условием является то, что рабочая поверхность должна быть гладкой и ровной, это обезопасит будущее украшение от асимметрии. Для гарантированной ровности можно положить на стол лист плотного картона. Верхнюю часть рабочей поверхности желательно застелить целлофаном, пищевой пленкой или положить прозрачный файл (мультифору). Данные манипуляции обезопасят рабочее место от повреждений, потеков и прочих неурядиц во время работы.

Подготовив место для работы, требуется проверить исправность вентиляции помещения, качество освещения (не сидеть же в темноте) и тогда можно приступать к реализации своей идеи.

Смешивание компонентов

После обустройства рабочего места самое время приступить к смешиванию эпоксидной смолы с отвердителем. Для этого нужно взять подготовленные емкости, в одну налить необходимое количество смолы, в другую отвердитель. Отмерить требуемый объем отвердителя, который указан в инструкции производителя, и смешать его со смолой. Обычно на упаковке со смолой указаны точные пропорции для качественного состава, которых необходимо полностью придерживаться.

Полученную смесь максимально тщательно и энергично размешиваем деревянной палочкой, лопаточкой. Такой подход позволит смешать компоненты и удалить большую часть образовавшихся пузырьков воздуха.

Если после смешивания воздушные пузырьки остались, а мастеру они не требуются для декора будущего кулона, то их следует удалить. Сделать это можно несколькими способами:

�� ОДУВАНЧИКИ В СМОЛЕ �� ЭПОКСИДНАЯ СМОЛА

  • Зажигалкой. Нагреть верхний слой смеси зажигалкой, тогда пузырьки выдавятся.
  • Водяной баней. Поместить емкость с составом на водяную баню и при температуре 50-60°C градусов нагревать до полного исчезновения пузырей.
  • Проткнуть. Острыми предметами — иголкой, зубочисткой пузырьки можно просто выдавить из смеси, либо проткнуть.

Заливка

На третьем этапе необходимо произвести заливку эпоксидки в подготовленные формы. На данном этапе многое зависит от типа задуманного медальона, однако основные шаги одинаковы для всех вариаций.

  1. Форма для заливки проверяется на целостность и чистоту. Удаляются все обнаруженные, если есть, ворсинки и пылинки, чтоб не испортить прозрачность украшения.
  2. В основу заливают полимер, примерно половину объема. Вторая половина будет заполнена после укладки декора.
  3. Укладывается декор: сухоцвет, перышко, бусина, блестки, все что угодно.
  4. Декор углубляется пинцетом или зубочисткой в смолу, чтобы элементы не всплыли.
  5. Изделие оставляют застывать на 24-36 часов, накрыв крышкой от попадания пыли. Проверить высохла ли смола можно нажатием пальца.
  6. Застывшую заготовку заливают вторым слоем полимера и оставляют затвердевать еще примерно на сутки для полного высыхания.

В зависимости от типа кулона декор укладывается, либо насыпается. Например, при изготовлении подвески плоской формы, в первый раз можно залить колер, если желаем цветной кулон. Также насыпают цветной песок, специальный, не обычный речной, мелкий бисер или блестки.

Если планируется отверстие для крепления, то можно проткнуть свежезалитую смолу зубочисткой, вставить туда крепление и отправить застывать.

При декоре украшения засушенными растениями важно проконтролировать их полную сухость. Плохо высушенные предметы декора могут начать плесневеть или гнить впоследствии.

Шлифовка

Произведена вторая заливка украшения, полимер затвердел, кулон почти готов. Вытаскиваем украшение из формы, молда. Теперь дальнейшая обработка зависит непосредственно от вида медальона.

Плоский кулон аккуратно шлифуется наждачкой мелкой зернистости, сверлится отверстие для крепления, при помощи плоскогубцев закрепляется фурнитура. Итоговым процессом становится полировка готового изделия при помощи полировочной пасты или льняного масла.

Украшение с деревянными элементами после высыхания эпоксидной смолы обязательно шлифуют. Шлифовка устраняет видимые неровности, придает окончательную форму. Коррекция проводится при помощи шлифовального круга, наждачной бумаги разной зернистости. Чтобы закрепить результат, потребуется отполировывать украшение вручную.

Деревянные элементы также требуют обработки, например, тиковым маслом. Это необходимо как для придания блеска и внешней красоты, так и для долговечности использования дерева.

Заключительными штрихами становится крепление необходимой фурнитуры: бейлы, соединительные колечки и прочее.

При соблюдении требуемых условий создать уникальный кулон из эпоксидной смолы довольно просто и интересно. Для разрешения возникших вопросов и трудностей всегда можно найти в интернете и посмотреть мастер-класс любого умельца или спросить совета у эксперта. Каждое такое изделие единственное в своем роде, повторить одинаковый рисунок практически невозможно. Если же изготавливать украшения самому не хочется, то существует множество сайтов, где их легко купить. Пробуйте создавать эксклюзив и радуйте себя и окружающих его прекрасным внешним видом.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Аромалогия (16)
  • Плетение из газетных трубочек (4)
  • Праздники (2)
  • Интересные места (2)
  • Научиться рисовать (1)
  • Аюрведа (50)
  • Аюрведа для беременных (3)
  • Аюрведические рецепты красоты (12)
  • Аюрведические сладости (5)
  • Здоровье по аюрведе (20)
  • Болеро (28)
  • Бохо (42)
  • Валяй! (143)
  • Валяные цветы (30)
  • Веды (18)
  • Ведьма (18)
  • Винтаж (10)
  • Волшебные платья (2)
  • Всякая всячина (24)
  • Вышивка (61)
  • Волшебная вышивка (8)
  • Вышивка лентами (4)
  • Вязание для детей (35)
  • Вязаные аксессуары (25)
  • Вязаные платья, юбки (53)
  • Вязаные пончо, накидки (21)
  • Вязаные сумочки (53)
  • Вязаные цветы (14)
  • Вязаные штучки для домашнего уюта (23)
  • Декупаж (30)
  • Для компа (19)
  • Домики (52)
  • Женские практики (51)
  • Журналы по рукоделию (26)
  • Зарабатывать по-женски (29)
  • Здоровье (26)
  • Интересные мне люди (8)
  • Книги (31)
  • Косметика своими руками (87)
  • Кофеёк (17)
  • Кофточки, пуловеры, свитера (65)
  • Красивые волосы (46)
  • Красота (52)
  • Куклы-тильды (71)
  • Кулинария (80)
  • Любовь (4)
  • Маленькое волшебство (9)
  • Мое вязание (98)
  • Моё кино (64)
  • Мой Восток (11)
  • Мандалы (7)
  • Мой мирок (203)
  • Моё рукоприкладство (35)
  • Путевые заметки (17)
  • Моя мыловарня (76)
  • Мягкие игрушки (45)
  • Новогоднее настроение (40)
  • Нумерология (16)
  • Переделка одежды (19)
  • Полимерная глина (19)
  • Проволока (189)
  • Психо (82)
  • Женственность (1)
  • Пэчворк (6)
  • Рукодельные штучки (32)
  • Стихи (7)
  • Так говорил Ошо (3)
  • Травы и растения (6)
  • Украшения (144)
  • Арт-клей (3)
  • Учу английский (2)
  • Уютненько (3)
  • Уютный дом (12)
  • Фетр (10)
  • ФлайЛеди (4)
  • Фредди — любовь моя (3)
  • Тексты песен и переводы (1)
  • Холодный фарфор (13)
  • Хэллоуин (13)
  • Цветы из ткани (53)
  • Чай (19)
  • Шьем сумочки (15)
  • Шью помаленьку (13)
  • Эпоксидная смола (23)
  • Это для моей Прынцессы (18)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Очень подробный МК (для новичков) по работе с медной проволокой

Очень подробный МК (для новичков). Изготовление очаровательных сережек и подвески из медной проволоки.

Добрый день. Продолжаю знакомить новичков и всех любопытствующих с техникой wire wrap (плетение из проволоки). Постараюсь на этот раз все описать подробно и коснуться самого волнительного: как сделать шарики на концах проволоки.

Сам процесс
Инструменты: круглогубцы, утконосы, бокорезы, надфиль, молоток, наковальня, горелка на 1300 градусов, линейка, наждачка 02, паста гои, машинное масло, нашатырный спирт, бура, гравер (не обязательно).
Защита: перчатки строительные, перчатки резиновые, маска, очки.
Материалы: медная проволока 1,3 мм — 50 см, медная проволока 0,8 мм — 50 см, медная проволока 0,5 мм — 50 см, медная проволока 0,4 мм — 1 м, бусинки, швензы под медь.

Итак, для начала нам нужна медная проволока. Можно купить в интернет-магазинах, можно в виде кабеля (снять изоляцию), а можно откопать в шкафу у мужа или другого властелина трансформаторов. Убедитесь, что проволока не покрыта лаком, даже если она медного цвета. Иначе патина потом не возьмется. Как проверить? Наденьте перчатки, берегите ручки! Пронесите кусочек проволоки через огонь — если появилось пламя, дым и неприятный запах, это сгорает лак. Ну вот и чудно, заодно и медь станет мягче. Тонкую проволоку проносите быстро, чтобы не пережечь. Остатки лака я снимаю наждачной бумагой. Или кипячу обожженные кусочки в растворе лимонной кислоты. Это снимет нагар. После лимонной кислоты хорошенько промываю водой и прополаскиваю в растворе соды. Чтобы нейтрализовать кислоту.

Материалы мы приготовили, теперь готовим идею: ищем волшебный блокнотик. «Художник думає з олівцем в руках» — В.В. Михайлюк. Большинство моих украшений очень далеки от первоначальных эскизов, но мысли лучше хранятся на бумаге. Особенно если эта мысль посещает вдруг, не вовремя, и жалко упустить.

Начинаем гнуть самую толстую проволоку для основы. Не торопимся, прорабатываем каждый миллиметр, мелкими шажками. Не забывайте иногда сверяться с эскизом, ну так, на всякий случай.

В итоге у нас должны получиться две вот такие высоко-художественные загогулины в стиле Ар Нуво. Для второй сережки гнем основу в зеркальном отображении, но теперь ориентируемся не на эскиз, а на первую сережку. Просто переверните заготовку сверху вниз и сверяйтесь очень точно.

Отбиваем молотком на чем придумаете. Но именно на наковальне это делать будет удобнее. Чтобы не будить соседей и не заглушать детские мультики, подложите что-то под наковальню. Подушку из войлока. У меня задействована старая прихватка. Отбивайте тоже аккуратно, лучше ударить три раза легонько, чем один раз, но неисправимо. Такую деталь отбить довольно сложно, потому что линии пересекаются. Я отбиваю где могу, а потом раскрываю петлю, отбиваю каждую часть по отдельности, закрываю петлю и выравниваю молотком. Работаю только с изнанки.

Инструменты и материалы: медная проволока 1,3 мм, круглогубцы, бокорезы, шперак, молоток для чеканки, молоток неизвестного происхождения (очень удобный), надфиль.

Секрет мастера: «Лінія має бути жива! » (еще раз спасибо нашему учителю рисунка Василию Владимировичу Михайлюку). Ну и лично мне нравится, когда широкие и узкие участки гармонично чередуются. Это придает текучесть и мелодичность украшению.

Отбитые заготовки немного раскроются. Осмотрите их внимательно, подогните круглогубцами, чтобы они опять стали одинаковыми. Теперь нам нужно зашлифовать концы и боковые поверхности, чтобы убрать следы инструментов.
Отрезаем два куска проволоки 0,8 мм по 10 см каждый.

Как сделать кулон – сферу с цветком из эпоксидной смолы

На концах этих двух кусочков нам и требуется сделать капельки. Для этого нужны два хитрых приспособления. Во-первых, газовая горелка в описании которой указана температура не меньше 1200 градусов. Некоторые мастера делают это над конфоркой газовой плиты. Скажу честно, у меня не получилось. Но прежде чем тратиться на дорогое оборудование, можете сначала попробовать сдвинуть кружок рассекателя до середины и в этом пламени работать.
Во-вторых, бура! Для добычи буры вам понадобится тушь супер-объем и очаровательная улыбка №2. Применять и то и другое направленно, в среде мужчин что-то соображающих в ювелирном искусстве, фотографии или радиолюбителей. Бура делает капельки идеально гладкими и существенно ускоряет этот процесс. Согните заготовки скобкой, обмакните кончики в порошок буры и направляйте струю пламени снизу вверх на проволоку. Не зевайте, процесс займет секунды. Важно оставить шейку капельки красивой, не слишком тонкой. Если буру добыть не удалось, капелька все равно сформируется, но будет в рытвинах. Это можно убрать надфилем и наждачкой. Долго и неидеально.
Техника безопасности: работайте над выключеной газовой плитой. Если уроните раскаленную заготовку, она ничего не прожжет. Готовые капельки можно поварить в лимонной кислоте, чтобы избавиться от черноты, и чуть-чуть доработать надфилем.

Вот! Какие молодцы! Теперь будем приплетать тонкие загогулины к толстым проволокой 0,4 мм. Формируем заготовку по эскизу. Оставляем кончик 15 см длиной слева и начинаем оплетать с середины толстенькую заготовку:

Присоединяем тонкую заготовку. Мне нравится так: 4 витка по толстой проволоке, 2 по тонкой.

Витки лучше сразу направлять ровно и плотно, но если не получилось, подправьте утконосами или иголкой.

Отрезаем кончик внутри конструкции, чтобы не торчал наружу. Поджимаем утконосами слегка подкручивая.

Теперь возвращаемся к тому кончику, который торчит в середине. Им мы привяжем к основе бусинки. Формируем загиб на тонкой проволоке под бусинку и приматываем. Закрепляем конец так же.

Из торчащего кончика с капелькой делаем красивую спиральку круглогубцами. Оплетаем вторую сережку в зеркальном отображении. Теперь нам нужно запатинировать эти заготовки и два кусочка проволоки 0,5 по 15 см. О том как патинировать в парах амиака (нашатырного спирта) я писала подробнее в своем прошлом МК.

Гуляем на свежем воздухе 2-3 часа. А теперь достаем заготовки и начинаем полировать. Не забываем о перчатках и прочей защите. Пасту гои можно немного размягчить машинным маслом, потом хорошенько протереть войлоком в нужным местах, которые мы хотим засветить. Окончательную полировку делаем гравером, войлочным кругом. Можно обойтись и без этой чудо-машины, но потребуется гораздо больше времени и сил. Отмываем заготовку щеткой со средством для мытья посуды.

Получилось уже очень хорошо. Но я добавила бусинку-цветок с дырочкой посередине. Примотала её проволокой 0,5 патинированной. Думаю мои читатели очень талантливы, и если не найдется такой бусинки смогут вылепить её сами или придумать другой вариант украшения. Раскрываем швензу, крепим нашу сережку. Готово! Можно еще покрыть медь лаком, чтобы не темнела. Оставляю на ваше усмотрение.

Напоминаю, данный мастер-класс — это не поучения строгой тети-профи. А скорее дружеское шушуканье на тему украшений из проволоки. Создавался на основе личного опыта и всемирной сети. Поэтому очень рада дополнениям и замечаниям опытных мастеров.

Ажурная подвеска из меди
Ознакомительный мастер-класс по работе с проволокой в технике wire wrap (ваер врап). Где и какие
Украшения по моим мастер-классам можно и нужно делать, дарить подругам, украшать себя, продавать за деньги. Я буду очень рада, если у вас все получится и очень благодарна, если укажете откуда идея. :)
Оксана Трухан (Ursula)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вышивайка: все виды рукоделия