Мастер-класс смотреть онлайн Делаем оригинальный поднос из капа. Часть первая подготовка заготовки

Делаем оригинальный поднос из капа. Часть первая: подготовка заготовки

Сегодня решил напечать мастер-класс, посвященный изготовлению небольшого подноса.

У меня в «загашнике» нашелся небольшой поперечный спил (диаметром порядка 33 см) капа лиственницы сибирской красивой текстуры. Я решил сделать из него поднос.

Ясно, что на первом этапе необходимо найденную заготовку, если так можно выразиться, «довести до ума», то есть, привести ее в вид, пригодный для работы. Этому и будет посвящена первая часть моего мастер-класса.

Вот фото необработанной заготовки капа.

Так как кап имеет вид большой шишки, то его края скошены. Скос убираем с помощью электролобзика. Аккуратно проходим по краю заготовки, повторяя все ее замысловатые изгибы.

Вот заготовка после работы лобзиком.

Далее, с помощью электрорубанка, убираем следы от ленточной пилы и подравниваем рабочие плоскости заготовки.

Поверхности нашего капа могут имет выпуклости или вогнутости — их также убираем рубанком. Особенно это важно для нижней стороны будущего подноса, ведь поднос должен устойчиво размещаться на поверности стола. Для такой проверки я беру и помещаю заготовку подноса на ровный шит и добиваюсь сострагиванием нужного результата.

С помошью угловой шлифмашинки убираем, если есть, неровности края и неровности на поверхностях от работы рубанком.

Окончательно доводим поверхности виброшлифмашинкой. Вначале берем шлифшкурку № 40. А затем переходим к шлифшкурке № 100.

Как видно из фото, под заготовку я подложил специально сшитый матерчатый лоскут — так лучше работать. Во-первых, прилично гасится вибрация, а во-вторых, не царапается о верстак уже отшлифованная часть заготовки.

На последней стадии необходимо определить, какая из сторон капа будет у нас нижней, а какая верхней. Лично я всегда для верхней части выбираю ту, которая имеет более красивую текстуру. Мой выбор такой:

Вы сами можете сравнить стороны будущего подноса. На выбранной мною стороне есть два красивых круглых кольца.

САМОДЕЛКИН ДРУГ

Уважаемые посетители сайта «SAMODELKINDRUG» из представленного материала вы узнаете что такое «КАП» где и как он растет, методы его добычи, обработки, сушки. А так же вам будут представлены разнообразные изделия из данного материала. Кап, поражает своей красотой… Кап-это нарост на дереве образующий шаровидную форму, происходит данная деформация дерева по ряду причин, одна из которых: резкое изменение в росте, как естественного, так и антропогенного характера. Наросты образуются как на столах и ветвях деревьев, так и под землей на корнях, называется «капо-корень» Под землей его естественно не видно, возможность обнаружить данный корень только у высохшего дерево которое подлежит выкорчевыванию.

Кап относится к ценным породам дерева, благодаря своей уникальной и неповторимой текстуре. Из капа изготавливают украшения, рукояти для ножей, шкатулки, декорирующие элементы для дорогой мебели. Особенно ценится данная древесина среди художников и братьев краснодеревщиков, за свою непередаваемую красоту рисунка.

И так давайте рассмотрим, как и где можно раздобыть кап? Что понадобится для его добычи?

Инструменты

  1. бензопила
  2. ножовка
  3. топор
  4. нож
  5. ленточная пила

Материалы для вываривания и сушки

  1. большая емкость (под размер капа)
  2. поваренная соль
  3. нагревательный элемент

Добыча, обработка, сушка и изделия из капа.

Многие из вас ходят в лес по грибы да по ягоды, наверняка вы частенько замечали на деревьях разнообразные вычурные наросты, но не предавали этому особого значения, а зря! Потому как данный нарост можно превратить в хорошие деньги, изготовив к примеру заготовки для рукоятей ножей. Одна заготовка = 2000 руб. Только не надо сейчас бежать в лес и рубить все подряд ��

И так, чтоб добыть кап, нужно взять с собой в лес: бензопилу, ножовку, топор, нож. Отправиться как можно глубже в лес и искать вот такие вот наросты. Могут расти данные наросты абсолютно на всех деревьях, не обязательно только на березе, как показано на фотографии. Как вы понимаете у каждого дерева и рисунок своеобразный, неповторимый. Так же кап может расти и на ветвях дерева, что за частую бывает. Внимание! Не в коем случае не лазьте на дерево с бензопилой. Берите только ножовку для спиливания ветки с наростом.

Так же как было сказано выше, наросты могут быть еще и на корнях дерева (капа-корень) вырастают они порой гиганских размеров и для их добычи требуется тяжелая техника. Хорошая шабашка! Не правда ли? Да, из таких капов делают в основном дорогостоящую мебель, цену даже трудно представить. Сколько ноликов будет в ценнике на изделие?

Но у нас задача добыть небольшие образцы. И так, к примеру вы нашли нарост, убедились что это именно то что вам нужно, а не просто каряга. Берете пилу и отпиливаете нужный вам кусок. И не в коем случае не валите дерево целиком. За такое дело положен немалый штраф! Спилили и быстренько убрали в рюкзак или мешок, а место спила следует обработать садовым варом, на крайний случай землей или глиной, чтоб дерево не болело потом. Что же, кап допустим вы заполучили, теперь нужно доставить его домой. Кстати по дороге можете присматривать еще экземпляры и делать заметки, чтоб потом найти дорогу обратно. Далее с капа необходимо снять кору, это можно сделать при помощи обычного ножа. После того как кора будет снята, кап нужно будет сварить в солёной воде. Нужно это для того чтоб из древесины вышел весь сок. После варки нужно будет просушить вашу добычу в течении нескольких суток, а уже потом можно приступать к распиловке на нужные Вам размеры и заготовки. Ну а дальше все зависит от вашей фантазии и столярных навыков. Вот вам в помощь несколько идей и примеров. Приятного просмотра.

Изделия из капа.

Чаша и ложки

Мебель Чаша Пиалка Рукоять для ножа Кружка Шкатулка Трубка Предметы письменного стола Фантазия Вот такую замечательную красоту можно сделать из капа. Теперь вы знаете основы и можете приступать непосредственно к работе, поиску творческих идей по созданию необычной и дорогой вещицы, сделанной именно вами. Если вам понравился материал, то приглашаем к нам в группу ВКонтакте

Делаем оригинальный поднос из капа. Часть вторая: фрезерные работы

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского “кап”- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

    Похожие записи
  • Интарсия по дереву. Видео техники интарсии
  • Плетение циновки из рогоза своими руками
  • Рисунки и эскизы для выжигания по дереву. Животные

Заготовка древесины для поделок

Обсуждение: 14 комментариев

    Ангелина:
    06.08.2022 в 2:09 пп

Немногие люди занимаются таким ремеслом, а на пилорамах их вообще выбрасывают или сжигают

29.09.2022 в 1:10 пп

Действа по выварке капов в солёной воде, многолетней сушке, запарке в стружках и т.п. – суть бессмысленное “колдовство”, отвращающее людей связываться с наростами. Варка нужна только в случае, если надо удалить кору, обнажив игольчатую структуру поверхности древесины.

В остальных случаях замените выварку на СВЧ прогрев капа с последующей сушкой и распиловкой на пластины. Цвет капу лучше придавать на стадии прокраски готового изделия с последующей тонкой шлифовкой и полировкой. 1. Прокрашивание лучше осуществлять жирорастворимыми красителями. Остальные так или иначе маскируют текстуру материала. 2. Можно использовать “внутренние” возможности древесины к проявлению её текстуры. Древесина представляет собой сложный композит из целлюлозы и лигнина. Каждый из них имеет свои области и направления термического разложения. Например, карамелизация целлюлозы при нагревании придаёт капу цвета от жёлтых до медовых и далее – до тёмнокоричневых. Нагревание можно осуществлять “сухим” пропариванием или вывариванием в масле. Последнее само даёт красители при подгорании: чем старее (чернее) масло, тем лучше. Лигнин, как производное от оксикоричного спирта, хорошо связывает ионы металлов, например железа, но об этом здесь уже писали – как протравливать поверхность солями железа. Скажу лишь, что дополнительная термическая обработка древесины, пропитанной некоторыми ионами металлов, даёт красивый контрастный чёрно-белый рисунок поверхности. Но при этом теряется “глубина”, перламутровость капа.

14.10.2022 в 7:15 пп

К чему такие безапелляционные заявления на счет варки заготовки?Как правило,такие заявления делают люди,сами не имеющие опыта в этом деле.Я достаточно много работаю с сувелями и капами и смею Вас заверить,что варка в соленой воде-отличный способ сушки.А если нужно еще при этом и окрасить древесину,то в раствор добавляют опилки или кору.Именно они красят заготовку.Пробовал я и сушку в печке СВЧ.Да,метод пригоден,но только для небольших заготовок.

23.10.2022 в 12:29 пп

Смею Вас заверить, что работаю по капу с 93-го. И технологию полностью сам разрабатывал – как профессиональный химик (тогда ещё не было чудо-интернета:)). Не нашёл разницы между “пассивной” сушкой капа с покрытым нитролаком спилом и “сушкой” вываркой. Хлопот только меньше. Изделия предпочитаю прокрашивать уже после их изготовления: легко менять палитру и полутени, из одного куска можно делать изделия с разной насыщенностью цветов, а не как повезёт в “традиционной” технологии.

22.11.2022 в 4:40 пп

есть в наличии заготовки и даже законченные изделия . этим ремеслом занимался папа, его уже нет, жалко что они лежат, их достаточно много. напишите, может они вам нужны

10.12.2022 в 11:42 дп

Здравствуйте, а буквально случайно нет ли нескольких брусочков капа или сувели?

15.01.2022 в 4:19 пп

Ваше сообщение о заготовках капов вызвало интерес… Оно ещё актуально? Или вы с ними расстались? Если есть возможность скиньте фото на электронку. Спасибо и до связи.

02.03.2022 в 11:42 пп

добрый день! Ваше предложение еще в силе касательно заготовок и готовых изделий? может есть инструмент ?

19.03.2022 в 3:05 пп

Наталья, если предложение актуально, напишите на почту Интересуют деревяшки. Спасибо, Вера

23.10.2022 в 12:42 пп

…вот и сейчас взглянул на кусочек размером с голову, пропаренный 40 мин в СВЧ в 4 подхода с промежуточной выдержкой для выхода пара. Через две недели он сухой, без трещин. Сушу с корой, ибо люблю включать в композицию и участки коры. Чтобы они не отскакивали и не давали усадки при контрастировании текстуры, делаю предварительную пропитку участка “эпоксидкой”, предварительно прогрев изделие до 100-110 С. Её остатки снаружи затем тщательно сошлифовываются.

11.03.2022 в 6:58 дп

Можно Вам задать несколько вопросов,очень заинтересовался этой темой.Напишите ,пожалуйста,на почту

02.11.2022 в 1:30 пп

Ждал продолжения дискуссии… Придётся монологом:)

Сушка варкой в подсоленой воде, конечно, выглядит оригинально. Намочить, чтобы высушить. Вся “соль” такой сушки – в соли. Из-за осмотического давления лопаются клетки в древесине. Это способствует быстрому удалению воды из этих клеток. СВЧ обработка даёт то же самое – клетки взрываются изнутри паром.

Растрескивание при обычной сушке вызвано тем, что более тонкие части древесины высыхают быстрее, давая усадку. Все напряжения “на разрыв” при этой усадке уходят в более толстые, ещё влажные, части и вызывают их растрескивание. Для устранения этого явления можно перенять приёмы из технологии керамики – прокрашивать водонепроницаемой краской (или парафином) именно тонкие части, оставляя свободное пятно древесины как раз напротив её толстой части. Тогда не будет коробления и растрескивания. Не пробовал, ибо с большими капами, не вмещающимися в СВЧ печь, почти не работал, а если и бывали редкие таковые – полностью закрашивал и сушил в кладовке “через кору” в течение года.

17.02.2022 в 12:24 дп

Попался мне кап вяза 1 метр диаметр. Подскажите как сушить? Буду пробовать работать с ним..

02.03.2022 в 5:16 пп

Павел, можно подробнее про сушку в СВЧ. Сколько всего времени? Сколько перерывов? Продолжительность перерывов? Температура?

Ценная утварь из капа и сувеля

остается визитной карточкой мастеров из Коми

Мало кто может остаться равнодушным, держа в руках изделия из капа и сувеля. Туристы увозят из Коми эксклюзивные чаши-утицы и прочие изделия из этого уникального природного материала – наростов на стволах деревьев. О традициях и тонкостях резьбы из капа и сувеля рассказал один из ведущих в Коми мастеров этого направления Василий Попов.

Мастер не успел увидеть этот материал в «Регионе»: его не стало 21 июня.

Иван-Чай ,Кипрей

Бытует легенда, что в древности на Руси простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. Так это или нет, но все резчики, работающие с таким материалом, в легенду верят. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Знаменитый историк Н. И. Костомаров писал, что «каповые сосуды были в употреблении у бояр и даже у царей и считались роскошью». Кап нередко сочетали с другими материалами – его чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью…

Кап и сувель с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. В фондах Национального музея Республики Коми хранятся старинные предметы домашней утвари из сувеля и капа, преимущественно конца XIX-начала XX вв. На логотипе музея, кстати, изображена стилизованная утица – шестиголовый ковш из сувеля, изготовленный в единственном экземпляре и хранящийся в запасниках музея…

Традиционный промысел не утратил своего значения и сегодня. Целый ряд мастеров в республике не просто режут из этого материала простые вещи для быта, но и создают изделия высокого художественного уровня, представляют их на профильных выставках и неизменно получают за них награды. Это Олег Махов, Виктор Кустов, Леонид Агеев, Олег Лялько, Андрей Шилько. И, конечно, наш собеседник – Народный мастер России Василий Васильевич Попов.

Люди обычно называют наросты на дереве капом.

– На самом деле таких наростов несколько видов: кап, капокорень (кап, наросший не на стволе, а на корнях дерева), сувель (свиль), – рассказывает Василий Васильевич. – Есть даже капосувель – сувель, пронизанный почками, то есть нарост смешанного типа. Но вообще-то капосувеля в официальной классификации нет, это слово – из нашего профессионального слэнга. Нарост – это резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения, – это защитная реакция дерева на какой-то произошедший с ним катаклизм. По сути, кап – это скопление спящих почек, которые при благоприятных условиях могут дать поросль, то есть новую жизнь поврежденному или погибшему дереву. Нарост состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура. Более ценные наросты – кап с изысканной, оригинальной текстурой, менее ценные – свиль, у которых рисунок расположения волокон обычно беднее, чем у капа.

Творческий процесс у Василия Попова начинается с добычи материала. В нашей природной зоне самые красивые наросты растут на стволах берез. Чтобы их добыть, нужно или взобраться на березу и отпилить сувель или кап, или свалить дерево и спилить наросты со ствола уже на земле. Чтобы не губить живые деревья, Василий Васильевич валит тонкий сухостой, тащит его к дереву с нужным наростом, привязывает жерди и с помощью этой конструкции забирается с бензопилой (прежде было с топором и ножовкой) наверх и выпиливает нарост, как бородавку. Место отпила потом зарастает и дерево остается жить дальше.

Работа по добыче сырья трудна и опасна сама по себе. В поисках деревьев с нужными «бородавками» приходится много часов бродить по лесам. Нужно знать места, где наростов побольше, да еще ведь и не каждый подойдет для работы – попадаются и некачественные, и просто маленькие. Затем с риском для здоровья и жизни забираться на высоту с пилой, спиливать нарост и спускаться обратно с инструментом и добычей, тащить тяжелое сырье домой, сколько влезет в мешок… Случалось притаскивать домой кусок сувеля весом под центнер.

Сколько раз к этим трудностям добавлялось еще и незапланированное соседство с хозяином тайги! «Бывает, отпиливаешь кап и вдруг ощущаешь, как волосы поднимаются дыбом, – усмехается мастер. – Значит, мишка рядом – я чувствую его приближение». К счастью, ни разу косолапые не нападали – были сыты и просто глазели из любопытства, что же такое делает человек. Но бензопилу Попов всегда прогревает заранее – чтобы быстро завелась, если медведь подойдет слишком близко…

Стильный деревянный поднос своими руками из Дуба и Эпоксидной смолы DIY столярка

Принеся сырье домой, мастер снимает с него шиповатую кору, которой много, и добирается до чистого «тела» нароста. Затем идет черновая обработка материала до нужной формы – сначала бензопилой, иногда электрорубанком, затем на настольном профессиональном сверлильном станке. На вырезание чаши-утицы средних размеров уходит две-три недели. После этого изделие отправляется в прохладный сухой подвал – на полгода, год, хоть на пять. Чем больше изделие, тем сушить его дольше, а в среднем – около года. В теплом помещении сушить ни в коем случае нельзя – сразу растрескается. Затем изделие досушивается в мастерской и постепенно шлифуется – так его стенки утоньшаются до нужных размеров, а формы оттачиваются. И если на вырезание изделия уходит примерно треть времени, то, чтобы его вышлифовать – две трети.

После шлифовки – тонирование анилиновыми красителями или морилкой, которое позволяет проявиться причудливой природной текстуре материала, его неповторимым «мраморным» узорам. Затем вещь из капокорня покрывается лаком, а из других материалов подвергается вощению (воском, маслом, олифой или иным жиром). Это и защита, и придание изделию законченного вида. Оно становится таким, каким мы привыкли его видеть на выставках и ярмарках: гладким, красивого оттенка, с благородным мягким блеском, тепловатым и необыкновенно приятным на ощупь.

Первый опыт работы с сувелем Василий Попов получил в марте 1980 года. Толчком к творчеству стало его знакомство с этим материалом, когда довелось поработать на лесозаготовках. Там большие сувели просто закапывали бульдозером в землю, потому что на тот момент резьба из этого материала как вид народно-художественного промысла была непопулярна и практически забыта. Василий заинтересовался совершенно неизвестными ему тогда «шишками» на спиленных деревьях – узнал, что из них вырезают различные изделия. Стал интересоваться темой глубже – пошел в музей и стал изучать старинные изделия из запасников. Появилось желание создать своими руками нечто такое, чего не могут другие. При этом Попов воспитывал в себе художественный вкус, скупая наборы открыток с образцами лучших изделий мастеров – из Золотого, Алмазного, Оружейного фондов страны.

Технологию резьбы Василий Попов осваивал тоже сам, методом проб и ошибок. Формы некоторых изделий к нему приходили в снах – потом мастер их воплощал. Между тем, сувель и кап гораздо прочнее, тверже обычной древесины, соответственно намного сложнее в обработке…

– Технология – дело наживное, – рассуждает Василий Васильевич. – Вот два сухожилия насквозь пробил себе стамеской – неправильно держал изделие. Один раз электроинструментом так повредился, что два месяца провел в гипсе. Тут как в армейской поговорке: если не хватает мозгов, будем доводить через ноги. У меня было через руки…

Инструментом тоже обеспечивал себя сам. Что-то заказывал выточить знакомым токарям, что-то ковал, точил и гнул своими руками… Сегодня основные помощники в работе – это бензо- и электропила, профессиональный сверлильный станок, горизонтальный шлифовальный станок с различными насадками. А также топоры, тесла, прямые, косые и полукруглые стамески разных размеров, клюкарзы, штихеля и наждачная ткань. Когда Василий сделал с пару десятков изделий, решил, что пора начинать общаться на эту тему с коллегами. Узнал про центр народного творчества и при нем любительское объединение «Серпас» – мастера там собирались, делились опытом. В 1983 году проходила очередная городская выставка художников-любителей из «Серпаса», и начинающий мастер по резьбе из сувеля и капа Василий Попов впервые принял в ней участие. После нее музей сразу купил у Василия несколько работ. Следующей знаковой выставкой стала «Мы – молодые» в1987 году, после чего на мастера обратил внимание Союз художников Коми, начав закупать его работы через выставкомы….

Со временем мастерство Василия Попова выросло до уровня эксперта – его попросили написать статью о резьбе из сувеля и капа для популярного и очень авторитетного журнала «Наука и жизнь». Она вышла в 9-м номере за 1998 год. Секреты мастерства Василий Васильевич не утаивает – охотно делится ими со всеми, кто обращается с такой просьбой. Уже стали мастерами и его ученики. Не все они, освоив ремесло, остались в нем – уж очень невыгодно оно с экономической стороны, если сопоставлять с конечной стоимостью изделий вложенные в них трудозатраты и время. Но, например, работы Олега Махова, который учился у Василия Васильевича, сегодня в числе лучших в регионе. В 2022 году в Государственном Эрмитаже была организована продажа более чем 30-ти изделий из капа, изготовленных Народными мастерами России и Республики Коми Василием Поповым и Олегом Маховым.

А однажды Василию Попову довелось пошлифовать одно изделие вместе с …Президентом России Владимиром Путиным. Эпизод вошел в историю под заголовком «Как два ВВП одну утицу шлифовали» – такая заметка вышла в июле 2007 года в одной из республиканских газет. В Саранске, на I Международном фестивале культур финно-угорских народов, был обустроен «Город мастеров» с подворьями разных народов. На коми подворье был и Василий Васильевич. Путин обходил ряды вместе с президентом Финляндии Тарьей Халонен и премьер-министром Венгрии Ференцем Дюрчанем. Увидел Попова, который в это время шлифовал солонку-утицу из капа. Шлифовкой в тот день были заняты все резчики по дереву: перед визитом руководителей стран им было строго наказано убрать под замок весь колюще-режущий инструмент, фильтр безопасности прошла только наждачная бумага. Ею и наводили красоту на изделиях все мастера-резчики. ВВП из Москвы подошел к ВВП из Сыктывкара и спросил, что и из чего тот делает. Попов пояснил, что вырезать солонку из капа можно быстро, и это несложно. А отшлифовать – целое искусство. Путин попросил попробовать. Наш мастер дал ему утицу и «шкурку», накинул на колени холстину, и президент от души потрудился над отделкой вещицы, а затем предложил сделать то же самое руководителям Финляндии и Венгрии. Чиновники Мордовии потом пытались выпросить это изделие у Василия Васильевича, чтобы подарить Владимиру Владимировичу, но тот отказал: дескать, у президента уже есть вещи из капа, в том числе сделанные мастерами Коми.

За 40 лет счет изделиям, созданным Василием Поповым из сувеля и капа, идет на тысячи. Они разлетелись по всему миру в качестве сувениров и VIP-подарков. Их покупали российские руководители и бизнесмены всех рангов и иностранцы, многие изделия мастер сам дарил, да и сейчас дарит друзьям на праздники. Что-то ушло на обмен с другими мастерами. В Сыктывкаре его работы можно приобрести на сезонных и праздничных ярмарках, а еще в сувенирной лавке .

Несколько лет назад Василий Попов устал от общественной работы в творческих союзах и перебрался на ПМЖ в Туапсе. Там познакомился с наростами южных деревьев – граба, ясеня, дуба и других, опробовал их в работе. Поучаствовал в тамошних выставках мастеров, затем принял участие в выставке «Город ремесел» в Вологде и занял там первое место в своей номинации. Но очень скоро понял, что менталитет южных людей слишком далек от привычного ему, там мало кто по-настоящему интересуется искусством… И в феврале этого года мастер вернулся в Сыктывкар. Теперь вновь творит на родине. И на выставке «Мастер года» этой зимой его работы вновь заняли свое место среди лучших изделий умельцев региона.

Ирина САМАР Фото автора, komirempalata.ru и из личного архива В. Попова

Мебель из слэбов, массива, и разные разности

Вот такой срез сувели березы привезли в мастерскую, пока предварительно планируем сделать журнальный стол.

Сама заготовка такого материала была не самым простым делом, мало того что его нашли в лесу, так ещё с трудом вывезли, затем сувель распилили на части, но и после этого по особой технологии варили пару недель, а потом ещё и сушили пару лет.

В общем это целая эпопея, и в виду того что столько всего было проделано только для заготовки и исходя из размера цена такого материала уже становится сильно высока. И это ещё не сам стол.

Нужно обдуманно подойти к работе, и с минимальными потерями в толщине заготовки сделать ровную столешницу.

Был бы кап таких размеров так ещё ценность выше была бы, но как считается кап редкость и вот так специально его ещё нужно поискать. И речь не про маленький кап, а таких размеров чтоб хватило на столешницу.

В кратце напишу тут в чем отличия капа и сувели, чтоб не залезать в wiki и прочие источники.

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») — это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования.

оздавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Изделия из капа, обработка

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского “кап”- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

Чем отличается кап от сувеля. Где найти, как заготовить и высушить без трещин

Кап и сувель имеют схожую природу, но это не одно и то же. Они отличаются структурой, фактурным узором, особенностями формирования и рядом других моментов, которые мы собрали в этой таблице.

Теперь обо всем этом — более подробно.

В народе кап называют «ведьмин веник». В нем, действительно, есть что-то отталкивающее, но только если не знать, какое чудо природа скрыла под мощным слоем коры.

Как выглядит кап

Расположение на дереве
В отличие от сувеля капы встречаются редко. Обычно они возникают на стволах деревьев или в прикорневой части. Намного реже формируются на ветвях. Прикорневые наросты (капокорень) имеют уплощенную форму, в то время как стволовые или комлевые больше напоминают шар, чаще ассиметричного вида. Как правило, капы располагаются с одной стороны ствола в виде характерного наплыва; реже встречаются наросты, охватывающие дерево по всей окружности. Встречаются как единичные экземпляры, так и целые каповые колонии, покрывающие ствол дерева небольшими группами.

Формирование и структура
Принципиальное отличие капа от сувеля в структуре. Если посмотреть на кап в разрезе, он будет наполнен небольшими древесными узелками — это так называемые спящие почки. В то время как сувель — это просто деформированные и хаотично переплетенные годовые кольца. Таким образом каповый нарост представляет своего рода резервный пучок нераскрывшихся почек, созданный природой про запас. Зачем именно? На этот счет у дендрологов нет единого мнения.

Под мощным слоем коры кап и сувель практически неотличимы друг от друга. Единственное, что может выдать кап — небольшие зеленые веточки, растущие на его поверхности. Это часть тех самых спящих почек, только по какой-то причине активизировавшихся. Без коры разница между капом и сувелем становится очевидной. Поверхность капа покрыта конусообразными выпуклостями, в то время как сувель абсолютно гладкий.

Размеры
Размеры капов сильно разнятся: от наростов с грецкий орех до поистине гигантских образований. Самый крупный из задокументированных капов на территории России был обнаружен на березе плосколистной, выросшей на Сахалине. Его высота составляла 1,4 м, а длина окружности 10,8 м. Размеры капов зависят от расположения на стволе и породы дерева. Более крупными традиционно считаются прикорневые капы, но их добыча превращается в непростую задачу и невозможна без спила дерева. Крупные капы, весом 300 кг и более, чаще можно встретить на грецком орехе, березе пушистой, монгольском дубе. Растут они в 3-4 раза медленнее сувеля и попадаются очень редко.

Текстура
Каповая древесина имеет характерную текстуру, благодаря которой ее также довольно просто отличить от сувеля. На каповом срезе спящие почки как бы обернуты в многочисленные слои древесных волокон. Такие узелки чем-то схожи с фактурой «птичьего глаза», но в капе они не распределены столь равномерно. Здесь все хаотично: почки сливаются между собой, проникают друг в друга, на одних участках отсутствуют, а на других скапливаются очень плотно. Все это создает сложные кружевные абстракции, чем-то напоминающие узор малахита.

Птичий глаз (свиль клена) и текстура капа

Чем больше спящих почек, тем сложнее и богаче рисунок древесины. В крупных капах почек меньше, поэтому их текстура ближе к сувелям.

Биологическая роль капов
И капы, и сувель нередко называют болезнью. Такая позиция не совсем научна, но и однозначно ошибочной ее назвать нельзя, как минимум потому, что биологическая роль наростов до сих пор не ясна. На этот счет существуют разные гипотезы. Например, кап рассматривают как резервный запас почек, из которого может регенерироваться дерево, например, в случае засухи или при частичной утрате кроны. Также есть мнение, что наросты повышают механическую прочность ствола, защищают его от повреждений или препятствуют попаданию внутрь болезнетворных агентов. Предположений много, и все они в разной степени убедительны. Тем не менее большинство дендрологов сходятся в том, что способность деревьев к капообразованию не имеет четкой функции — это своего рода побочный эффект эволюции, который когда-то имел более важное значение, чем сейчас.

Сувель

Сувель — это наросты без спящих почек. Иногда такие образования называют «сувельвал» или просто «свиль». В отличие от капа структура сувеля не имеет древесных узелков, а всю красоту фактуры здесь создают хаотично переплетенные сосуды. Из таких деформированных волокон на стволе образуется наплыв в форме шара или капли. Растет он в три-четыре раза быстрее капа и встречается на деревьях намного чаще.

Как выглядит сувель

Поднос (разнос) для завтрака своими руками — breakfast tray — bandejas

Отличить сувель от капа довольно просто. Из него не пробиваются ни мелкие веточки, ни почки. Под мощным слоем коры поверхность совершенно гладкая, без конических выпуклостей, как у капа. Всю красоту текстуры здесь формирует хаотичная свиль из переплетенных волокон. Она не просто идет легкими волнами, как в некоторых породах деревьев, а сбивается в плотные складки, пучки, жгуты. Вся красота рисунка усиливается благодаря особому отливу, который напоминает мрамор, перламутр или муаровый узор. У капа столь выраженных переливов нет.

Сувель сильнее меняет внешний вид после отделки. Например, при глубокой пропитке бесцветными маслами и тщательной полировке древесина приобретает особую «костную» текстуру. Из-за этого сувель иногда даже называют древесной костью. В некоторых породах после обработки свилеватые прожилки буквально насквозь просматриваются через структуру материала. Этот эффект очень ценят ножевые мастера: чаще всего они делают ручки для ножей из сувеля березы, грецкого ореха, ясеня.

Плотность сувеля ниже, чем у капа. При этом она на порядок превосходит твердость стволовой древесины. Обработка сувеля березы и других пород требует определенных навыков, поскольку, как и кап, это не самый податливый материал. Но несмотря на все трудности работать с ним — ни с чем несравнимое удовольствие. Сувель всегда с загадкой: невозможно предугадать какой удивительной красоты рисунок обнажиться после очередного прохода резца.

Поднос + разделочная доска. Декупаж + эпоксидная смола!

Где найти ценные наросты

Капы и сувели встречаются на всех породах, но в большей степени к их образованию склонны лиственные деревья. В наших широтах такие наросты чаще всего встречаются на березе, причем всех ее видах. Склонными к капообразованию также считаются клен, рябина, грецкий орех, ясень, граб, дуб, вяз. Но, повторимся, это не значит, что на других лиственных деревьях их не бывает.

У хвойных пород способность к образованию наростов значительно ниже. С большей вероятностью их можно встретить на ели европейской, сибирской лиственнице и некоторых других хвойных породах. Сосновая сувель уступает по красоте наростам лиственных деревьев, а вот мороки с заготовкой и обработкой здесь намного больше, из-за высокого содержания смол и склонности к растрескиванию.

Отправляться искать капы лучше с апреля по май. Во-первых, в это время лес еще не покрылся зеленью и хорошо просматривается на предмет наростов. Во-вторых, именно в этот период в деревьях начинается активное сокодвижение, благодаря чему кора со спиленного нароста снимается намного легче. Это актуально в первую очередь для капов, которые, как мы уже выяснили, отличаются коническими выпуклостями, усложняющими съем мощной коры.

Но заготовка капов весной предполагает и некоторые сложности. Прежде всего в это время древесина сильно насыщена влагой и пилить ее тяжелее. Во-вторых, кап или сувель с избыточной влажностью могут преподнести много «сюрпризов» в процессе сушки: от сильного заплесневения до сложных сквозных растрескиваний, которые безнадежно испортят ценный материал. По этой причине многие мастера предпочитают отправляться на поиск капов в сентябре-октябре, когда интенсивность сокодвижения в деревьях снижается.

Тем, кто настроен серьезно, лучше завести знакомство с лесниками и договориться о поставках материала. Здесь нужно понимать следующее. По меркам промышленной деревообработки капы и сувели расцениваются как брак. Из них не делают погонаж, а линия для изготовления, например, того же шпона есть далеко не на всех предприятиях. Также капы не используют в качестве дров — они не податливы в обработке и больше тлеют, чем горят. Конечно, скорее всего лесник понимает, с чем он имеет дело. Но если человек сам не занимается резьбой или точением, он вряд ли будет подготавливать и хранить габаритные заготовки. В итоге капам и сувелям в ходе лесозаготовки нередко уготовлена участь обычных отходов, так что договориться о поставках на взаимовыгодных условиях обычно несложно.

Еще одна рабочая схема — поиск наростов в отходах санитарных вырубок. Кронирование деревьев во дворах, скверах, вдоль дорог является систематической процедурой в большинстве крупных городов. Этим можно пользоваться. Тем более найти общий язык с коммунальщиками часто куда проще, чем с теми же лесниками. Осмотрев отход и найдя ценный нарост, скорее всего, вы без проблем договоритесь, чтобы его отпилили прямо на месте.

Заготовка

С наростами на поваленных деревьях все относительно просто: их спиливают вместе с участком ствола, и уже дома в спокойной обстановке решают, на что пойдут заготовки и каким образом рациональнее раскроить массивную чурку. Но найти поваленное дерево с ценным наростом — это сродни выигрышу в лотерею.

Куда чаще кап и сувель приходится выпиливать из растущего дерева. Делать это бензопилой — весьма варварский метод. Да и прогулки по лесу с таким аксессуаром могут вызвать много недопонимания при встрече с лесником.

Чем резать сувель и кап?

Наиболее деликатный и в то же время эффективный метод — использование лучковой пилы. Отдельно отметим важность качественного полотна с правильным разводом зубьев. В противном случае пила будет клинить и увязать в «лохматящейся» каповой древесине, что превратит и без того непростое пиление на весу в настоящее испытание.

Второй инструмент, который не будет лишним — небольшой топорик: им аккуратно подрубывают кору вокруг нароста. На толстых стволах лучше пилить строго по касательной. Это уменьшает полезный размер заготовки, но позволяет избежать безнадежного заклинивания полотна в процессе пиления. На относительно тонких деревьях линию распила можно слегка углубить в сторону ствола. Естественно, закладывать дугу лучше в пределах разумного, особенно, если вы все-таки взялись за бензопилу.

Семь потов сошло, и желанный кап наконец-то спилен. Теперь самое важное! Нужно закрыть рану на дереве, чтобы не дать ему погибнуть. Для замазывания часто советуют использовать садовый вар или обычную глину. Это рабочие способы, но недостаточно надежные (особенно глина). Лучше замазывать место спила масляной краской.

Как высушить кап без трещин. Два способа

Кто работает с каповой древесиной хорошо знают, что самое сложное при работе с этим материалом — не найти, и даже не спилить желанный нарост, а правильно его высушить. Так чтобы заготовка не оказалась безнадежно испорченной плесенью, короблением или сквозными трещинами.

На всякий случай напомним: с древесиной можно работать только в сухом состоянии. Влажность заготовки должна доходить хотя бы до 15%, еще лучше — 10-12%. Это важно для любого вида обработки: точения, резьбы, столярки. Сырая древесина плохо обрабатывается и почти гарантированно преподносит «сюрпризы» в виде растрескивания, коробления и даже заплесневения. В общем, дерево нужно сушить, и кап или сувель — не исключение.

Несложно догадаться, что из-за аномальной структуры волокон сушка древесных наростов существенно отличается от обычных пиломатериалов. Внутренние напряжения здесь намного сильнее, а характер их проявления совершенно непредсказуем. Из-за этого заготовки часто идут глубокими трещинами, а то и вовсе раскалываются на части.

Сразу скажем, 100% работающей схемы, которая поможет избежать досадных последствий сушки, нет. Каждый кап или сувель непредсказуем. Плюс многое зависит от размеров наростов, породы дерева, время спила. Тем не менее, мы остановимся на двух наиболее эффективных способах, как высушить березовый и любой другой кап без трещин.

Естественная сушка

Здесь речь идет о стандартной атмосферной сушке, но со своими незначительными особенностями. Общий алгоритм действий примерно такой.

  1. Место спила (тыльную сторону капа или сувеля) замазывают импровизированным герметиком. Это может быть масляная краска или, например, клей ПВА. Это нужно для того, чтобы замедлить ускоренный выход влаги через торец. Быстрое высыхание приводит к резкому дисбалансу внутренних напряжений и увеличивает риск трещин. Таким образом, в случае с атмосферной сушкой жертвуют временем в пользу стабильности деревяшки.
  2. Место, где будет сохнуть заготовка, должно хорошо продуваться. Одновременно с этим нужно обеспечить защиту от прямых солнечных лучей и воздействия влаги. Плюс не должно быть сырости. С весны по осень такие условия проще всего обеспечить на улице, сделав для сушки импровизированный стеллаж с защитным настилом. Это особенно актуально, если заготовок много.
  3. Под каждую заготовку лучше подложить две квадратные рейки-проставки, так чтобы воздушные потоки смогли обдувать ее со всех сторон. А вот на период зимы капы и сувели все же лучше переносить в закрытое помещение.

Атмосферная сушка — процесс небыстрый. И это основной его недостаток. На высыхание заготовки среднего размера до 15-17% уходит примерно год. При этом на протяжении всего периода сушки нужно внимательно следить, чтобы на древесине не появлялось очагов биологической активности. Пресечь эту проблему помогает своевременное антисептирование, о котором мы подробно рассказывали в отдельной статье. Но после такой обработки по понятным причинам лучше не использовать капы для изготовления ложек, блюд, разделочных досок и другой посуды.

Ускоренная сушка

Здесь мы подошли к вопросу зачем варить сувель. Вываривание в солевом растворе — один из способов, который помогает быстро вывести влагу из деревянной заготовки, сведя к минимуму вероятность ее растрескивания. То есть, это своеобразная технология стабилизации. Теперь о том, как варить кап и сувель. Но начнем немного издалека. Еще в 2005 году пользователь одного из оружейных форумов под ником Serjant поделился своим способом ускоренной сушки сувеля. Сам метод оказался настолько удачным, что до сих пор в разных вариациях его пересказывают по всему интернету, а старожилы так и называют его: «сушка по методу Сержанта». Максимально кратко пересказываем его суть:

  1. Целую заготовку укладываю в емкость и заливают водой так, чтобы она покрывала деревяшку на 2-3 см. Нарост желательно предварительно очистить от коры для лучшего проникновения солевого раствора.
  2. В воду добавляют соль из расчета 2 столовые ложки (с горкой) на один литр.
  3. В классической версии автор предлагает также добавить в воду опилок смолистых пород. Этого можно не делать. Отвар с опилками действительно придает заготовке приятный охристый оттенок, но только сверху. Внутри текстура остается обычной.
  4. Емкость ставят на огонь и варят кап на медленном огне 6-8 часов, периодически подливая воду и добавляя соль.
  5. После варки заготовку просушивают один-два дня. Не нужно использовать никаких обертываний в газеты. Придерживайтесь стандартных правил атмосферной сушки о которых говорилось выше: используйте рейки-проставки, спрячьте заготовку от солнца, обеспечьте естественный обдув.
  6. Цикл варки-сушки повторяют 2-4 раза в зависимости от размеров заготовки. Суммарно вываривание должно занимать не менее 12 часов.
  7. После последней варки заготовку сушат на протяжении одной-двух недель.

Нельзя сказать, что этот способ такой уж быстрый. Да и хлопот он требует немало. Но такая стабилизация — не год-полтора атмосферной сушки. Также с варкой можно меньше переживать по поводу трещин. Соль эффективно вытесняет не только свободную, но и связанную влагу, которая находиться в клетках дерева. Таким образом обеспечивается глубокая, быстрая и главное равномерная просушка заготовки. Дерево стабилизируется с минимальным дисбалансом внутренних напряжений, благодаря чему риск образования трещин ощутимо ниже.

Для чего нужен березовый кап и сувель. Особенности обработки

Резьба по сувелю и капу сильно отличается от работы с обычной древесиной. Здесь нужны особые навыки и понимание этого нестандартного материала. Привычный богородский нож или резчицкий косяк уже мало чем помогут. Высокая плотность и хаотичное расположение волокон усложняют обработку ручным инструментом. Перед этим материалом пасуют даже острые стамески. Поэтому обработку древесных наростов сегодня чаще проводят с использованием электрического инструмента. Проработку мелких деталей в поделках и других декоративных изделиях делают дремелем, со всевозможными коронками, небольшими дисками, борфрезами.

Что можно сделать из капа и сувели

Древесные наросты широко применяют в декоративном и прикладном искусстве. Существует даже отдельное направление художественного промысла — корнепластика. Из капа и сувеля делают изящные шкатулки, сигаретницы, бижутерию и многое другое. Тот же капокорень традиционно считается лучшим материалом для изготовления курительных трубок.

В промышленной деревообработке капы используют главным образом для изготовления шпона. Также им инкрустируют мебель: изголовья кроватей, столы, буфеты и другие предметы. Особенно ценят этот материал оружейники: кап и сувель — лучший материал для ножевых накладок и ружейных лож.

Отельное направление каповой обработки — создание посуды и токарных изделий. Точение особым образом раскрывает красоту и без того уникальной структуры этого материала.

Чаши, тарелки, блюда и другие токарные изделия выглядят как полноправные произведения искусства, дизайнером которых выступила природа, а скульптором — человек.

Из древесных наростов изготавливают и традиционную посуду. Например, знаменитая кукса — финская чаша, сопровождающая жителей севера всю жизнь и являющаяся своеобразным оберегом — вырезается из капа березы.

Отдельного упоминания заслуживают разделочные доски: они настолько неповторимы в своей красоте, что пока не используются как утварь, служат самодостаточным дизайнерским декором.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вышивайка: все виды рукоделия